Методическое пособие по изготовлению девичьего головного убора тухъя

Методическое пособие по изготовлению девичьего головного убора тухъя

Илемлĕ, илемлĕ,
Илемлĕ чăваш тухъи,
Илемлĕ чăваш тухъи те
Тăхăнма пĕлсен кăна...

В народном декоративно-прикладном искусстве испокон веков отражалась душа народа. Цветовая гамма старинной вышивки, орнамента, головных уборов и украшений генетически связаны с художественной культурой чувашского народа. Одна из важнейших особенностей декоративно-прикладного искусства чувашей — это насыщенность её космогонией. В свою очередь, космогоничность является верным признаком его древнейшего происхождения, т.к. она являлась результатом мистического одухотворения всего окружающего мира в эпоху господства неразрывно связанных с природой-космосом религий. Традиционная одежда отчетливо отражает историческое развитие, социальные и природные условия существования, эстетические предпочтения, а также этногрупповые и этнотерриториальные особенности чувашского народа.

Чувашский костюм — продукт коллективного творчества целых поколений людей. Он прошел в своем развитии долгий путь. Элементы костюма могут повествовать, по какому случаю одет тот или иной наряд: траур, праздник, свадьба, сватовство и т.д.

Наиболее устойчивыми и хранящими следы древнего происхождения являются нарядные головные уборы - подлинные шедевры народного искусства. Чувашский головной убор тухъя носили только девушки. Характерное отличие девичьих головных уборов от женских – это непременное стремление закрыть волосы женщины, в то время как девичьи оставляют открытыми. Волосы девушки должны были привлекать противоположный пол.Тухъя надевалась на голову довольно низко, почти до бровей и считалась обязательным головным убором девушек, главным образом, праздничным и выходным. Девушки её носили с 12 лет, вплоть до свадебной церемонии, после замужества оставляли по наследству младшим сёстрам.Тухъя носилась без накосников и хвоста. Единый ансамбль с нарядными головными уборами составляли украшения из монет, бисера, бус, кораллов и раковин каури. Они имели знаковое, функциональное и эстетическое значение.

В своеобразной форме тухъи отражен сложный исторический путь народа. Это подлинное произведение народного искусства, являющееся наиболее яркой и эффективной частью старинного девичьего костюма. Тухъя орнаментирована многоцветными бисерными узорами и серебряными монетами. Название тухъя образовано от арабского слова такъя – шапочка; у татар под такъя разумеется шапочка, вышитая серебром, у башкир – такиа, почти тождественная с чувашским. Тухъянизовой чувашки изготавливалась по форме головы, с заостренным навершием – конусом, украшенным бисером красного цвета. Макушка тухъи означает твердый свод неба. Тухъя низовой чувашки расшита бисером, только несколько рядов покрыты монетами. В височной части – подвески из бусинок и мелких монеток. Тухъя украшается как в старину: использовались знаки орнамента, бусинки красного, желтого, зеленого (символы многоцветья мира), белого (чистоты здоровья) цвета. Для шитья и низания использовались бисеринки величиной 2-3 мм. По преобладанию того или иного цвета можно выделить зеленые и красные варианты тухъи. Многочисленные горизонтальные ряды мерцающего бисера служили как бы фоном орнамента, заранее вынизанного и нашитого на среднюю часть шапочки.В орнаменте из бисера строго соблюдается ритмичность, плавность линий, пластичность форм. Мастерицы с большим умением и вкусом размещали каждую монету и бисеринку. Чаще всего выполнялся узор в виде косых крестов с загнутыми концами, подвешивали по 2-3 ряда серебряных монет, а к боковым лямкам-наушникам сверху донизу крепили крупные звонкие рубли. Серебряные монеты, подвешенные по передней кромке, подчеркивали очертание бровей и оттеняли светлое лицо девушки. Высокое навершие на шапочке венчалось символом Солнца - блестящим металлическим конусом, белой пуговицей либо ярко-красной бусинкой. У девушек верховой и средненизовой группы тухъя была в виде шапочки без навершия, с узором Солнца.

Остов тухъиизготавливался из кожи или плотной ткани. На него нашивались бисер, бусы и монеты. В древности булгарочувашские мастера специально изготавливали украшения из золота, серебра, бронзы. Чувашские мастера, сохраняя традицию, для украшений стали использовать монеты. Они пришивались так, что при ходьбе или танце издавали легкий серебряный перезвон.  

Современные художники-модельеры создают костюмы-образы на основе ассоциативных представлений и изучения музейных подлинников. Они стремятся понять происхождение и значение узоров, сохранить ценность ручной работы и натуральных материалов. Наиболее активные и талантливые участвуют в престижных конкурсах современной моды на региональном и российском уровнях. В таких «обновленных» нарядах подчас используются подлинные головные уборы тухъя и украшения. Они по-прежнему сохраняют свое значение в качестве важнейшего смыслового, эстетического и сакрального центра чувашского костюма.

В целях сохранения и популяризации традиции изготовления национальных головных уборов и украшений Республиканский центр народного творчества «ДК тракторостроителей» Минкультуры Чувашии в течение ряда лет ведет системную работу по практическому освоению техники их изготовления на республиканских семинарах-практикумах. Подобные семинары проводятся планомерно, согласно разработанной программе. Первый цикл обучения успешно прошел в 2011-2012 годах. На семинары-практикумы собирались по 30-35 работников клубных учреждений, педагогов общеобразовательных школ и школ дополнительного образования республики. Несмотря на кратковременный период обучения, насыщенная и содержательная программа позволила получить хорошие знания и практические навыки по данному направлению. Занятия были продолжены и в 2013 году. К обучению привлекались лучшие мастера декоративно-прикладного искусства республики, среди них Зинаида Воронова, Лидия Малина, Нина Варганешева, Елизавета Календарева, Надежда Васильева и другие. Действенную помощь в проведении семинаров оказывает искусствовед, заведующий отделом Чувашского государственного художественного музея, лауреат государственных премий Чувашской Республики Геннадий Иванов-Орков.

В связи с тем, что в республике растет число желающих овладеть секретами изготовления девичьего головного убора тухъя, Центром народного творчества принято решение подготовить и издать методическое пособие, в котором подробно и доходчиво будут описаны технология и все этапы изготовления тухъи. Методичка предназначена как для мастеров, так и для любителей, желающих освоить технику этого вида художественного прикладного творчества.

Большую помощь в подготовке пособия специалистам Республиканского Центра народного творчества оказала мастер по изготовлению национальных головных уборов и украшений, заслуженный работник культуры Чувашии Зинаида Воронова, которая подробно рассказала о секретах изготовления тухъи низовых чувашей, показала это на практике. Материал методического пособия изложен доступным языком, в определенной последовательности, что облегчает его усвоение. Этому же, на наш взгляд, способствуют и многочисленные фотоиллюстрации.         

              Итак, до начала работы необходимо нарисовать и подготовить 2 эскиза: эскиз основы (шапки) и эскиз тухъи с конкретным орнаментом. Для работы необходимо подготовить бисер, монеты разного размера, нитки. При этом надо знать, что чуваши для узоров чаще всего использовали бисер пурпурного, зеленого, желтого, белого цветов. После подготовки эскиза тухъи приступаем к ее изготовлению. Обычно в работе используется мелкий чешский бисер, нитки - красные и белые армированные, специальные иголки для бисероплетения и монеты разной величины. Могут использоваться пятнадцати- и двадцатикопеечные монеты советских времен, пяти, - десяти- и пятидесятикопеечные - современные российские, а также рублевые, двух- и пятирублевые монеты. Варианты могут быть разные.

      Основа тухъи состоит из двух частей - это остов и навершие (макушка).

              Остов шьют из красного плотного габардина, плотного белого материала (желательно двунитки или холста). Для подкладки тухъи нужно выбрать легкий материал (ситец).


     В первую очередь, готовится остов. Для этого разрезаем ткань красного и белого цвета согласно готовому трафарету (клин). Нужно подготовить 6 клиньев (рис. 1,2). На красную ткань накладывается белая ткань (рис. 3), затем по порядку соединяются все 6 клиньев в конусообразную форму так, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Красной стороной выворачиваем вверх (рис. 4,5); (рис. 6). Так образуется «шапка» - внутренняя часть тухъи.(рис.7).

После этого изготавливается навершие основы тухъи. Навершие имеет конусообразную форму, высотой 4-5 см., диаметром 3-3,5 см, в зависимости от размера головы (8). Затем вырезаем двойной слой красного материала треугольной формы высотой 5-6 см со швом. Ребра треугольника сшиваются с двух сторон. Образовавшийся конус наполняем ватой. Основа готова (9).

Далее познакомим с технологией украшения навершия тухъи бисером.

В плетении используется красный бисер и красные армированные нитки. Плести начинаем с макушки навершия, начиная с одной бисеринки, затем вкруговую навязывается ряд бисеров. Каждая бисеринка прикрепляется к навершию. Так бисеринки пришиваются ряд за рядом, чаще всего - до 17-20 рядов. Навершие готово.

Следующий важный момент - соединение готового навершия с остовом.

Для этого следующий ряд бисера пришивается также плотно, но уже и к остову, и к навершию, тем самым соединяя две части основы. Бисер нужно пришивать очень   аккуратно, чтобы не были видны швы при соединении остова и навершия. Затем также плетем бисером вкруговую, прикрепляя каждую бисеринку по отдельности к остову основы. Таких рядов будет семь. После этого обшиваем остов заранее сплетенными из бисера рядами мелкого орнамента высотой не более 2-х см. (рис. 10). Так, пришивая, спускаемся вниз до основного крупного орнамента.

Отдельно надо сказать о расположении крупного орнамента. Чаще всего крупный орнамент располагается по середине тухъи. Он не должен быть слишком широким - максимальная его ширина составляет 4,5 см. Поэтому, согласно эскизу, с помощью ниток заранее необходимо сплести орнаментированный узор, нанизывая бисеринки разного цвета друг к другу. Его диаметр должен совпадать с диаметром остова. Этот орнаментированный узор пришиваем к остову (12). Между этими двумя орнаментальными узорами можно пришить один ряд мелких монет, а в центральной части расположить одну крупную монету.

Затем переходим к пришиванию следующего орнаментального ряда, который может быть шириной от 1,5 до 2 см., в зависимости от размера тухъи (13). Здесь желателен мелкоорнаментальный рисунок.

Завершается изготовление тухъи пришиванием монет или бусинок разных размеров. Мелкие монеты пришиваются к низу основы, (завершение узоров тухъи). Пришиваются монеты к основе тухъи плотно, «суровыми» красными армированными нитками № 10.

К лобной части тухъи пришиваются мелкие бусинки, наушные части украшаются мелкими и крупными бусами, нанизанными друг за другом в 2-3 ряда произвольно. Иногда как бы для окантовки, используются и бусинки черного цвета, но их не должно быть много. По краям в наушной части должны пришиваться бусы покрупнее. Высота нанизанных бус может быть до 8-10 см. и доходить до подбородка. Теперь, чтобы не были видны узелки и швы, с внутренней стороны тухъи аккуратно пришивается заранее выкроенная и аналогично остову сшитая подкладка из ситца. Таким образом, изготовление тухъи заканчивается.

Автор-составитель — С.В. Романова
Редактор — С.Г. Лаврентьева
Корректор — С.П. Ильин
Верстка — Т.П. Махминовой
Ответственный за выпуск — Т.А. Шамсеева

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!